16:06 Пчёлы, мёд, говно и гвозди или Крым, Меджлис, Монтян и выборы |
Меджлис крымско-татарского народа опять обменял проходное место для Мустафы Джемилева в поддержку Обєднаної оппозиции во время выборов. Демократическая общественность может приветствовать аплодисментами то ли проукраинский, то ли демократический выбор крымских татар. Наивная часть крымских татар опять будет ожидать поддержки от постпомаранчевых сил в вопросах топонимии, языка и восстановления прав коренного народа. Меджлис в случае неудач будет убеждать о потребности поддержки проевропейской украинской политики. Но мне кажется, что для большинства крымских татар все эти мантры уже потеряли смысл. Конечно, и язык, и школы, и топонимия - вещи нужны. Но наибольшая проблема крымских татар (и не только крымских, и не только татар) - это бедность. И пусть туристов не вводят в заблуждение несколько десятков владельцев частных пансионатов и кофеен, которые зарабатывают в течение июля-августа. Большинство народа живут в 300 поселках компактного проживания. Большинство территорий - бывшие самозахваты. За 20 годы земля под домами легализовалась, но сами здания в 90-ые возводились быстро, ни без каких проектов и без сдачи в эксплуатацию. Со следующего года, согласно изменениям в Административный кодекс, не легализуемые дома будут облагать штрафами в десятки тысяч гривен. Проблема актуальна не только для крымских татар. По всей стране сотни тысяч хат, веранд, сараев и курятников строились на свое усмотрение. Именно из-за этого до конца года действует так называемая упрощенная система легализации зданий, возведенных до 2010 года. Я пытался разобраться в "упрощенчестве". Она якобы предусматривает быстрое получение проекта и введение в эксплуатацию. Вся эта "скорость" опять упирается в контакты с несколькими чиновниками и проектными организациями. А это, в конце концов, никак не уменьшает коррупции, не ускоряет получения документов на дома, а главное - предусматривает существенные расходы на чертеж проекта задним числом. "Упрощенная легализация" дома в 100 квадратных мэтров будет требовать по меньшей мере 20-ти тысяч гривен и нескольких недель расточения времени в очередях. В некоторых селах страны стоимость дома равняется расходам на его легализацию - не говоря уже о служебных зданиях. Ни одна, подчеркиваю, ни одна политическая сила не имеет представления, как решить эту проблему, которая является болезненной для сотен тысяч владельцев частных домов в стране. В Крыму она актуальна для двух из трех крымскотатарских семей. А теперь - немножко политической рекламы. Лишь один человек в течение многих лет профессионально высказывается о регистрации собственности, кадастрах и публичности в этой области. Татьяна Монтян. Можно по-разному относиться к ее способу общения и формы донесения мыслей. Но именно она почти заставила меня несколько лет назад прочитать "Загадку капитала" Ернандо где Сотый. Пока в стране собственность не становится капиталом - господствует бедность и коррупция. Дома крымских татар могут выглядеть и как лачуги, и как дворцы, но они не являются капиталом. Их нельзя легально быстро продать, обменять или заставить. А это значит, что куча потенциального ресурса является лишь имуществом, в котором можно только жить, - да и то, если кому-то вдруг не придет в голову отобрать его. В где Сотый даже есть графика, которая описывает взаимосвязь между длительностью получения разрешительных документов на строительство, его реставрацию - и уровнем коррупции и уровнем бедности. Где Сотый пришел к простым выводам: если строительная инспекция или пожарная охрана мешают возникновению капитала, стоит просто упразднить эти службы. Ведь беды от коррупции и криминального перераспределения собственности намного больше, чем от потенциальных пожаров или разрушения домов. Зато, придирчивость украинских или гаитянских контролирующих органов не превратила Украину или Гаити в страны без пожаров и бытовых взрывов. Никто не спорит, что в будущем следует дойти до цивилизованной застройки, если бы наши города были похожи на человеческие. Для этого не надо выдумывать колесо. Я знаю лишь, снова таки, двух людей, которые придирчиво изучали грузинский опыт, - это Татьяна Монтян и Сергей Андрушко. Грузия ввела нулевой вариант для имеющихся застроек. Государство просто все зарегистрировала по факту - без поборов, штрафов и очередей. Дальше страна ввела единственный механизм регистрации прав собственности, который позволяет провести любую операцию с недвижимостью в течение нескольких часов. Относительно проектов - большинство людей готово жить в домах без избыточности наподобие межи горского дебаркадера. Такие граждане могут загрузить типичный проект из сайта соответствующего учреждения и за символическую плату - менее 50 доллары - архитектор разместит проект на вашем участке. Если хотите "терем" - заказывайте индивидуальный проект. Я не понимаю, что мешает именно такую модель ввести в Украине. Чем Украина так отличается от Грузии, что регистрация прав собственности и реальное упрощение проектных процедур не подходит нашему Гаранту. Почему ни одна политическая сила не артикулирует эти вопросы четко и понятно? Вероятно, потому, что это не ярко, не контроверсионный, не пафосно - и требует рутинной работы. Впрочем, Меджлис мог бы быть проводником таких идей для всей страны. Ведь для крымских татар сегодняшняя ситуация и завтрашние штрафы - реальная неприятность. Пока что Монтян является единственным "меджлисом" в этом вопросе, как кандидат в депутаты в Киеве. Если ей удастся преодолеть "улучшителей" и демшизу в 212-ом округе, по крайней мере, регистрация прав собственности и упрощения строительных процедур появится в виде законопроектов и будет раздаваться в ее ярких парламентских спичах. Иногда странно читать Монтян с ее ссылками к "коллективным решениям" и Елинор Остром, когда большинство в этой стране еще не оформило индивидуальные права, а "элита" не понимает, отчего это так важно для будущего страны. Надо начинать с где Сотый, а потом, может, и нобелевских лауреатов почитают. Автор статьи: Осман Пашаев. Перевод: Говносервис (govnoservis.ucoz.ru) |
|
Всего комментариев: 0 | |